Опасно ли рекламироваться по брендам конкурентов?

Зачем рекламироваться по брендам конкурентов и выгодно ли это — я рассказывал в своей предыдущей статье, обязательно прочитайте ее после этой.

Сейчас речь о законности.

Можно задать два ключевых вопроса:

  • можно ли использовать бренды конкурентов в тексте объявления;
  • можно ли в запросах (ключевых фразах)?

Поясню отличие наглядно. Ключевой запрос набирает сам человек в поисковой строке Яндекса, ваша компания формально к нему отношения не имеет — вы всего лишь в ответ на этот запрос человека показываете текст своего объявления — текст, который, разумеется, уже имеет прямое отношение к вам и к вашей компании.

Так вот, использовать бренд конкурента в тексте вашего объявления — нельзя. Запрещено. Харам.

Почему?

Потому, что к этому крайне неодобрительно относятся две статьи Гражданского Кодекса — ст. 1474, 1484 ГК РФ, и одна статья Закона о Конкуренции — ст. 14.6.

Какова ответственность за это? Штраф компании, согласно Кодексу об административных правонарушениях, может доходить до 200т рублей.

Так что тут все понятно. Беспорядков не нарушаем и в тексты объявлений бренды конкурентов не вставляем.

А что насчет ключевых фраз?

Можно ли там использовать бренды конкурентов?

Что по этому поводу думает Яндекс? Цитата из справки:

“Ключевые слова в поисковом запросе не являются частью рекламы, они всего лишь одно из условий показа рекламных объявлений. Закон не содержит никаких специальных требований, ограничений, запретов на использование ключевых слов. Это относится и к ключевым словам полностью или частично совпадающим с чьим то товарным знаком. В России декларируется свобода экономической деятельности и недопущение ограничения конкуренции. В соответствии с этим принципом любой субъект экономической деятельности может использовать любые, тем более общеупотребимые слова, в качестве ключевых для объявлений в контекстной рекламе.”

Казалось бы, все ясно. И в законах нигде нет упоминания о том, что бренды в ключевых фразах в рекламе под запретом. Хотя… есть такое документ, пункт 172 постановления Пленума Верховного суда от 2019 года:

172. Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).

Так что в итоге?

В итоге — можно. Я делаю такую рекламу уже на протяжении более чем 9 лет моей работы в Яндекс Директе. И не имею никаких проблем.

А как же постановление Пленума Верховного суда? Официальный же документ?

На самом деле нет.

Постановление — это не закон. Это — благие пожелания для судов. Кроме того, обратите внимание на слово “может быть признано”.

Примеров того, что реклама по бренду конкурентов работает на самом высоком уровне — очень много, но для экономии вашего времени приведу лишь один.

Как видите, человеку, ищущему кредит конкретно в Сбере, Директ предлагает кредиты в Газпромбанке, ВТБ, а чуть ниже еще и в Тинькове, Совкомбанке и Почта-банке.

На практике не существует судебных решений, которые бы наказывали рекламодателей всего лишь за использование ключевых фраз, содержащих бренды конкурентов. Но некоторые непрофессиональные юристы заявляют, что это запрещено, приводя в качестве доказательств дела, где наименования брендов были использованы не только в ключевых фразах, но и в объявлениях — что действительно, как мы выяснили выше, запрещено.

Поэтому рекламироваться по конкурентам (не используя их бренды в самих объявлениях, а используя только в ключевых фразах) можно и нужно. О том, как это настроить — я подробно расскажу в следующей статье. Не пропустите ее.

Что делать, если к вам обратился конкурент с требованием прекратить рекламироваться по его брендам?

Дело за вами. Скорее всего — это блеф. Но на крайний случай нужно быть готовым и к юридическим спорам.

Споры эти — совершенно точно — успеха вашему сопернику не принесут. Но могут отнять у вас много времени, поэтому, если вопрос непринципиален — можно убрать бренд этого конкретного конкурента из рекламы.


Впереди еще одна статья по данной теме. Заносите сайт в закладки, смотрите видео и подписывайтесь на мой ютуб-канал!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *